В правоприменительной практике всё чаще фиксируются случаи, когда в рамках уголовных производств, инициированных, в частности, по фактам экономических преступлений, следственные органы проводят обыски, после чего двери помещений, где осуществляется хозяйственная деятельность (магазинов, аптек), опечатываются и закрываются на неопределённый срок, что фактически приводит к прекращению деятельности соответствующего хозяйствующего субъекта.
В одном из уголовных производств, по которому защиту осуществлял адвокат Гурген Нерсисян из адвокатского офиса «ЭЛ ЭС ЕЙ», Суд, а в другом случае — надзирающий Прокурор признали незаконным опечатывание объекта хозяйствующего субъекта и ограничение его деятельности. Вследствие этого жалоба защитника на действия следователя была удовлетворена.
В постановлении надзирающего Прокурора об удовлетворении жалобы указано следующее:
«В настоящем случае орган, осуществляющий производство, опечатав двери аптеки ООО “XX”, превысил свои полномочия, совершив действие, не предусмотренное законом. Тем самым было введено не предусмотренное законом ограничение конституционного права на экономическую свободу — права заниматься предпринимательской деятельностью. Следует также подчеркнуть, что данные действия могут причинить хозяйствующему субъекту финансовый и экономический ущерб, нанести вред его деловым связям и репутации, а также создать впечатление о карательной направленности таких действий — логике и цели, которые законодатель не заложил в институт процессуальных мер».
Закрепление указанного подхода в судебной и прокурорской практике является существенным шагом вперёд в развитии права в данной сфере и служит важным средством предотвращения неправомерного ограничения прав хозяйствующих субъектов.
Ожидается, что органы предварительного расследования примут во внимание позицию, сформулированную Прокуратурой, и будут обеспечивать максимальную защиту прав хозяйствующих субъектов в рамках процессуальных действий.